Лекция «Внимание подросток! Подводные камни взаимоотношений родителей и детей»

 

Дети, достигая 12-14 лет становятся более трудными для окружающих, менее податливыми к воспитанию.

Для них характерна изменчивость настроения от безудержного веселья к унынию, особая подростковая чувствительность с оценкой другими своей внешности. Девочки болезненно реагируют на замечания о полноте или других недостатках внешности, могут начать голодать, реакция выходит за пределы разумного. Мальчики также болезненно реагируют на свой слишком маленький рост или другие особенности телосложения. Эта чувствительность уживается с излижней самоуверенностью в других вопросах, с поразительной черствостью к другим

Подростки уже многое понимают в жизни, но это понимание еще недостаточно глубокое и верное. А ему кажется, что понимает он верно. Он много может физически, иногда у него знаний и умений уже больше, чем у некоторых взрослых, но он еще не самостоятельный, должен подчиняться , жить не по своей воле. Из подчиняемого ребенка, подросток превращается в человека, действующего самостоятельно на основе осознанных целей и намерений. Начинается борьба за самостоятельностью Выражается она в неподчинении взрослым, в осуждении всего, что уважается взрослыми. Иногдав стремлении стать взрослыми, они начинают курить и выпивать. Протест больше выражен у мальчиков и тем больше, чем больше опека над подростком, особенно при пренебрежении их желаниям. Они не переносят возражения, критику, очень легко нарушают поряток взрослых до бунта против родителей или против учителей ( пропопуски, прогулы ). Крайним проявлением стремления к освобождению от опеки- бродяжничество.

Подростки инстинктивно стремятся к сплочению, к групированию со сверстниками. Подростковое группирование проходит через всю историю человечества. Еще у высших млекопитающих также подрастающее поколение обьеденяется в группы. Оторвать подростка от сверстников нельзя. Можно только заменить группу, если вас не устраивает та, к которой принадлежит ваш сын или дочь. Группы бывают с положительной  направленностью ( занимаются каким-то полезным делом ). Группа может заниматься музыкой или пустым времяпрепровождением, болтовней, курением, выпивками, сексом. Группа может заниматься воровством, хулиганством, мошенничеством. В группе есть свой лидер постоянный или лидеры могут меняться. Перед мнением группы, к которой принадлежит подросток бледнеют все авторитеты учителей и родителей. Мнение этой группы об одежде, внешности, поступках, умениях оказываются для подростка самым важным, самым ценным. Неумение завоевать себе желаемое местов группе переживается очень глубоко и является причиной срывов в поведении. Подросток хочет как все одеваться, работать или отдыхать. Отвергая разумные указания взрослых, он подчиняется вздорным вредным советам друзей. Родители должны знать, что значат сверстники для подростка, стремиться стать ближе к его друзьям, пускать в дом. Если друзья плохие, помочь найти другую группу друзей, помочь занять в группе хорошее место.

Также как игры у детей у подростков есть свои увлечения. Они очень важны и значимы для подростка. Нет детства без игры и подростка без увлечения. У мальчиков это хоккейб футбол, мотоспорт, каратэ. Но это может быть рисование, музыка, изобретательства. Часто это связано с коллекционированием чего-либо, это м.б. художественная самодеятельность. М,б. Азартные увлечения-карточные игры, различные пари, ставки на матчи. Это мюбю телевидение или компьютер, что стало для многих бедствием, т.к. истощается н.с. Но как вы понимаете боротьсяс увлечениями невозможно, т.к. это слишком значимодля подростка. Надо заменить увлечение, как бы трудно это не было. Воспитание вообще дело трудное. Некоторые родители скажут, что у их детей нет увлечения. НО они часами проводят время за телевизором или пустой болтовней. Так вот это и есть для них увлечение. Обычно это неустойчивые несамостоятельные подростки, за которыми нужен жесткий контроль. Они слишком легко поддаются дурному влиянию. В вспитании надо использовать увлечения, а не бороться сними. Конечно бывает из-за увлечения забрасывается учеба или вообще увлечение связано с правонарушением. Поможет только другое положительное увлечение

Реакции, обусловленные сексуальным влечением. У подростка повышенная и недифференцированная сексуальность. Поэтому у подростка есть все; ранние сексуальные связи, групповые сексуальные действия, петтинг. Чаще это преходящие расстройства и подростка можно вернуть на правильный путь. Но также не борьбой с ним, а увлечением положительным партнером.

Детские поведенческие реакции у инфантильных подростков. Реакция отказа от занятий, от своего увлечения ( залег, стал угрюм ). Это при отрыве от дома, от группы.

Реакция протеста. При чрезмерном требовании или чаще при уменьшении внимания со стороны матери или близких. В ответ на требования подстричь волосы пришел наголо бритый. Реакция протеста м.б. в виде прогулов, побегов. Чтобы избавиться от трудностей лили привлечь к себе внимание языком поступков они говорят « Обратите на меня внимание « или « избавьте меня от выпавших на мою долю трудностей - иначе я пропаду»

Реакция имитации. Стремление подражать во всем определенному лицу или образцу. В детстве это родные и близкие или герои книг, кино. В подростковом возрасте это наиболее яркие товарищи или кумиры молодежной моды. Проблемой это становится, когда подражают преступникам. Не случайно культ насилий, убийств, секса  в кино способствует росту преступности малолетних. Реакция имитации выражена у неустойчивых, инфантильных подростков.

Реакция компенсации. Желание свою слабость и неудачи в одной области восполнить успехами в другой. Слабый физически - учебой, слабый в учебе - силой, смелостью.