Программа изучения уровня воспитанности учащегося

Диагностическая программа изучения уровня воспитанности учащихся 1- 4 классов.

Отношение Уровни   проявления отношений

высокий

средний

низкий

К учебе, познавательной деятельности

Учится в меру своих сил, проявляет интерес к дополнительному материалу, охотно оказывает помощь товарищам, с удовольствием занимается любимым делом.

Учится в меру своих сил, проявляет интерес к дополнительному учебному материалу, дополнительный учебный материал использует при наличии требований и советов взрослых, помощь товарищам оказывает неохотно, интерес к определенной познавательной деятельности не проявился.

Учится не в полную меру сил, интерес к познавательной деятельности проявляется эпизодически, отказывается от помощи товарищей, всячески отказывается от участия во внеурочной познавательной деятельности.

К труду, трудовой деятельности

С удовольствием принимает участие в трудовой деятельности, начатое дело доводит до конца, организует трудовую деятельность в коллективе.

Принимает участие в трудовой деятельности, не всегда начатое дело доводит до конца, старается оправдать данный результат обстоятельствами.

С нежеланием принимает участие в трудовой деятельности, старается «увильнуть» от трудовых обязательств, подбивает на это других членов коллектива.

К коллективу (поручение соответствует собственным потребностям и возможностям ребенка, уровню его развития)

Дорожит общественным мнением, дисциплинирован, с удовольствием выполняет поручение, организует коллективную деятельность, проявляет творчество, инициативу.

Дорожит мнением коллектива, принимает участие в коллективной деятельности, срывы в выполнении поручений, иногда формальное его выполнение.

Проявляет неуважительное отношение к коллективу, свои интересы на первом плане, «отмахивается» от поручений  или формальное его выполнение

К людям

Строит свои взаимоотношения с людьми на примерах доброжелательности, отзывчивости, уважительности. Ценит эти качества в других людях.

Коммуникабелен, легко вступает в общение, но бывают срывы.

В общении с людьми проявляет агрессии, обиды, жестокость по отношению к тем, кто слабее морально и физически.

К себе

Адекватно оценивает себя, старается сконцентрировать личные качества, совместно со взрослыми создает программу своего развития и выполняет ее.

Адекватно оценивает себя, хочет положительно измениться, но не всегда прикладывает к этому усилия.

Имеет завышенную самооценку (или заниженную)

а) следовательно, ощущает себя «всегда прав»;

б) следовательно, полное бессилие в преодолении отрицательных явлений.

 

Диагностическая  программа изучения уровня воспитанности учащихся  5-9 классов.

Отношения

Показатели

воспитанности

Признаки проявления воспитанности

высший

средний

низший

не проявляется

К Родине

Долг и ответственность

Активен в общественной деятельности, критически оценивает полученную информацию, имеет свою аргументированную позицию, творчески решает поставленные задачи, умеет самоопределяться

(в какой роли выступать в конкретной ситуации организатора или исполнителя), создает программу  (и реализует ее) собственной  деятельности, реализует свои цели, устанавливает соответствие цели и результата деятельности.

Активен в деятельности , но инициативы  и самостоятельности не проявляет. Активность ности избирательный характер, информацию оценивает критически, имеет свою точку зрения, программу собственной деятельности имеет, но в выполнении бывают срывы (обвиняет обстоятельства).

Недостаточно активен, в общественной деятельности принимает участие в результате постоянного побуждения со стороны старших и коллектива.

Игнорирует участие в общественной деятельности, даже если этого требуют старшие товарищи.

Дисциплинированность

(воспитание свободной личности)

Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважение, самодисциплина, честность, ответственность за принятие решения, примерное поведение, требует этого от других.

Осознает свое поведение, имеет адекватную самооценку, но не требует хорошего поведения от других.

Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контролю взрослых и коллектива.

Постоянно нарушает дисциплину и при наличии требований со стороны товарищей и взрослых.

К труду

Ответственное отношение к учебе

Учится в полную меру  сил, проявляет интерес к знаниям, формирует и развивает потребность в самопознании, старается добиваться положительных результатов в учении, охотно помогает товарищам.

Учится в меру сил, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится, но успехи товарищей его не интересуют, помогает тогда, когда просят или поручат.

Учится не в меру своих сил, не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля и стимулирования, безразличен к учебе товарищей.

Учится плохо, интереса  к получению знаний нет (несмотря на контроль).

Отношение к физическим видам труда, трудолюбие

Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к  видам  труда, все дела доводит до конечного результата, хозяйственный, умело организует труд других.

Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к видам труда, но других на общественно полезный труд не организует и не побуждает.

Трудится при наличии компенсации за труд, контроль и требование со стороны товарищей и старших, часто не доводит начатое дело до результата.

Не любит трудовых усилий, стремится уклониться от труда даже при наличии требований и контроля.

К коллективу

Коллективизм и товарищество

Общительный, коммуникабельный, уважает интересы коллектива, отзывчивый, честный в отношениях, справедливый, охотно отзывается на просьбы товарищей, сам организует деятельность коллектива, дорожит общественным мнением.

Общительный, охотно выполняет поручения коллектива, но сам инициативы не проявляет в коллективной деятельности.

Не очень общительный, с неохотой отзывается на просьбы товарищей, неохотно участвует в делах коллектива.

Необщительный, эгоистичный, полное отсутствие общественного долга.

К людям

Доброта,

отзывчивость, милосердие, доброжелательность

Добрый, заботливый, охотно приходит на помощь тем, кто в ней нуждается, организует полезные дела  ( для других людей)

Сам добрый, отзывчивый, помогает в трудную минуту, но  других на добрые дела не мобилизует.

Помогает другим, если поручает взрослый или коллектив ( но через не охоту)

Недоброжелателен, груб, все решает с позиции силы, аффектен.

Честность и правдивость

Всегда держит свое слово, правдив с товарищами и старшими, анализирует свои поступки и делает выводы. Этого не требует от других.

Верен слову, правдив, почти всегда признает и оценивает свои поступки, но не требует честности от других.

Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в проступках, ищет оправдания себе, подставляет других.

Обманывает товарищей и учителей, никогда не признается в своих проступках.

К себе

Самокритичность, требовательность к себе, самостоятельность, скромность, простота

Всегда анализирует себя, свои недостатки, стремится к самостоятельности, прост  и скромен, уважает эти качества у других людей

Старается анализировать себя, предъявляет к себе требования, но не интересуется, обладают ли этими качествами другие люди.

Перечисленные качества возможно проявляет только под контролем старших

Завышенная неадекватная самооценка, высокомерие, пренебрежительное отношение к товарищам.

 

Диагностическая программа изучения уровня воспитанности учащихся 10 – 11 классов.

Показатели воспитанности

Признаки  проявления  разных уровней воспитанности.

высший

средний

низкий

очень низкий

Патриотизм

Интересуется  историей и культурой родного края, России, гордится ею, имеет определенный уровень самосознания, стремится принести пользу Родине, организует деятельность в классе и школе по данному направлению, работает с ребятами младшего и среднего звена.

 

Интересуется историей и культурой родного края, России, гордится ею, отсутствует уровень самосознания своей деятельности на благо Родины (малой и большой)

Мало интересуется историей малой и большой Родины, культурными традициями, не участвует в деятельности по данному направлению.

Пренебрежительно относится к истории и культуре Родины.

Гражданственность

Знает конституционные права и обязанности, выполняет их , ориентируется в духовных ценностях жизни, проявляет инициативу в борьбе с негативными проявлениями.

 

Знает конституционные прав и обязанности, в ориентации духовных ценностях жизни бывают срывы.

Недостаточно знает свои права и обязанности, допускает отклонения в соблюдении норм, нуждается в дополнительной коррекционной работе по западающим качествам.

Нарушает дисциплину и правопорядок, требует коррекции поведения.

Целеустремленность

Умеет ставить цели собственной деятельности, принимает решение, создает программу деятельности, реализует цели, осознает значимость результата.

 

Срывы в реализации цели, не всегда доводит начатое дело до конца, не всегда осознает значимость результата.

Не умеет ставить цели, допускает ситуативную деятельность, не интересуется конечным результатом.

Постоянные срывы в любой деятельности, требует коррекции.

Любознательность

Осознает личную и общественную значимость знаний, развивает потребность в самопознании, участвует в организации познавательной  деятельности коллектива.

Осознает личную  и общественную значимость знаний, не особо обращает внимание на развитие потребности в самопознании, участвует в познавательной деятельности организуемой в школе и классе.

Не осознает значение знаний, учится не в полную меру сил, старается избегать участия в познавательной деятельности.

Не проявляет интереса к знаниям, учится плохо.

Трудолюбие

Понимает личную  и общественную ценность труда, сформирована потребность в преобразовании действительности, знание основ экономики, обустройства дома, ведения хозяйства, организует трудовую деятельность в коллективе.

Понимает личную и общественную ценность труда, не совсем сформирована потребность в преобразовании действительности, отсутствует знание экономики, принимает участие в трудовой деятельности.

Трудится при наличии стимулов, побуждений и контроля со стороны взрослых и коллектива.

Не любит трудиться, уклоняется от труда несмотря на требования.

Гуманность (милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживание, терпеливость, доброжелательность, понимание ценности человеческой жизни)

Проявление всех качеств на самоконтроле, пресекает недобрые отношения к людям.

Заботится об окружающих, принимает участие в акциях добрых дел, но не пресекает грубость других.

Заботится об окружающих по требованию или поручению коллектива.

Недоброжелательность, грубость, непонимание ценности человеческой жизни, постоянная конфликтность в отношениях.